Гусь-Хрустальный район на первый взгляд – тихая и немудрая земля под неярким небом. Но чем больше узнаёшь её, тем всё больше, почти до боли в сердце, начинаешь любить эту обыкновенную землю.
Храмы – сердце сёл Мещеры и часто единственные дошедшие до нас образцы каменного зодчества её поселений. В конце 80-х гг. прошлого века самыми почитаемыми считались церкви сёл Эрлекс, Пятница, Николополье. В XVIII–XIX столетиях были построены каменные храмы на несколько престолов, в них были собраны древние иконы XVI–XVII столетий.
Сегодня в Гусевском благочинии насчитывается 20 православных приходов. Одни церкви уже обрели прежний облик, возобновили приходскую жизнь, другие стоят в строительных лесах.
Экскурсия начнётся с действующих храмов, находящихся на территории города.
В конце 80-х годов XIX столетия владелец гусевской фабрики Юрий Нечаев-Мальцов задумал построить в имении Гусь церковный храм. Умеющий ценить основательность и красоту, он не остановился на типовой провинциальной церкви. Проект храма святого Георгия был заказан известному архитектору Леонтию Бенуа, который позже напишет так: «…в этот храм я вложил всё, что мог, и, может быть он останется лучшим из моих творений».
Величественный собор был построен в период 1892–1903 гг. Непосредственное руководство строительством вёл архитектор Георгий Леви. Воздвигали храм местные мастера, работу которых Бенуа сравнил с мастерством лучших европейских каменотёсов.
По первоначальному замыслу собор намеревались расписать клеевыми красками с позолотой по готовой штукатурке. Но заказчик доверил роспись храма профессору живописи Виктору Васнецову. Он работал над ними восемь лет. И сейчас можно увидеть в храме его работы:
Также по эскизам Васнецова московским товариществом Постникова были изготовлены три эмалированных иконостаса. Изображения великомученика Георгия и евангелиста Иоанна на фронтовых боковых крылец выполнены по рисункам профессора Васильева в мозаичной мастерской Академии художеств.
23 августа 1899 г. на звонницу Георгиевского собора были подняты колокола. Когда храм был готов к освящению, хозяин своим желанным гостям разослал такое приглашение: «2 сентября 1901 г. храмоздатель Юрий Степанович Нечаев-Мальцов просит Вас покорнейше почтить торжество своим присутствием. Начало обряда имеет быть в 9 часов утра…»
О Георгиевском соборе писали:
…Церковь эта составляет редкое явление в художественном отношении среди сооружений, воздвигаемыми частными лицами, не говоря уже о материалах внешней и внутренней отделки, как-то: мозаике, лабрадоровых колоннах, майолике, бронзовых, художественно-слесарных и прочих работах…
В 1924 г. в соборе прошли последние службы. А 18 мая 1983 г. Музей хрусталя в Георгиевском соборе принял первых посетителей.
Неподалёку от Георгиевского собора, на Люксембургской улице, почти в центре города, расположен Свято-Троицкий храм (Иоакима и Анны).
В 1811 г. отставной корнет лейб-гвардии конного полка Сергей Мальцов становится владельцем Гусевской фабрики. Он просит разрешения у Владимирской духовной консистории на строительство при Гусевском заводе каменного храма во имя святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны.
Война 1812 г. помешала быстрому завершению строительства. Церковь с одним престолом с разрешения Священного Синода была возведена и освящена лишь в 1816 г.
В 1848 г. к нему была пристроена тёплая трапеза, освящённая в 1850 г. во имя Святой Живоначальной Троицы. Весь храм стал тёплым только в 1971 г. Он был богато украшен и считался одним из лучших приходов епархии. Посетители отмечали замечательное изящество хрустальных семисвечников и паникадил местных мастеров, бархатные ризы, шитые крупным жемчугом, украшения из золотой парчи.
Святая великомученица Варвара исторически является покровительницей Гусь-Хрустального. По преданию, в 1765 г. за окраиной рабочего посёлка Гусь при стекольной фабрике Акима Мальцова, на роднике у лесной безымянной речки произошло явление иконы святой великомученицы Варвары.
Известно, что Варвара жила в городе Илиополе Финикийском в Малой Азии в конце II – начале III века. Её мать рано умерла, а отец, язычник Диоскур, был знатным чиновником. Однажды во время прогулки Варвара познакомилась с христианами и втайне от отца приняла крещение. Когда Диоскур узнал о поступке дочери, он бросил её в темницу. Варвару долго пытали, заставляя отречься от христианской веры, но девушка стойко выдержала все мучения. В гневе отец обезглавил святую Варвару.
После революции в 1930-х гг. часовню святой Варвары закрыли. После разорения часовни не проходило года, чтобы перед 17 декабря, Варвариным днём, в ней не случался пожар, как кара за поругание святыни. В 1993 г. владыка Евлогий предложил сделать в часовне алтарь. Примечательно, xто первой иконой, внесённой в новый храм, была именно икона святой великомученицы Варвары.
В феврале 1994 года Свято-Варваринский приход был зарегистрирован. А на месте явления иконы святой великомученицы Варвары в декабре 2005 г. установлен деревянный крест.
Церковь существовала уже в начале XVIІ столетия и значилась в патриарших окладных книгах с 1628 г.
В 1644 г. по челобитью Василия Танеева дана благословенная грамота на два престола: Преображенья Спасова да Николы Чудотворца. В 1715 г. выдан указ об освящении новопостроенной в Цикуле Преображенской церкви. В 1812 г. эта церковь сгорела. На средства помещиков, братьев Танеевых, в 1815 г. был построен уже каменный храм.
21 июля 1936 г. было принято постановление о прекращении в селе колокольного звона. Вскоре колокола сбросили с колокольни, разбив при этом самый большой колокол.
Юго-восточнее от Гусь-Хрустального расположено село Григорьево, прогулка по которому переносит из XXI века в XIX.
Крестовоздвиженская церковь в Григорьево является памятником архитектуры федерального значения, построена в стиле эклектики с использованием мотивов древнерусского зодчества на общей композиционной основе храма в стиле классицизма.
Следующим местом нашей экскурсии будет Церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Крюково.
Она была построена в 1635 г. и освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1709 г. её перестроили. В 1717 г. по просьбе помещика Ивана Дубенского было разрешено строительство другой тёплой деревянной церкви во имя святого великомученика Димитрия Солунского с приделом в честь святых Флора и Лавра, которая осталась так неосвящённой, а затем её разобрали.
В1781 г. вместо деревянной церкви был построен каменный храм с главным престолом в честь Успения Божией Матери. С того времени храм существует без изменения с внешней стороны, а внутри церковь обновлялась в 1865 и 1874 гг.
Большой колокол с церковной звонницы сняли в 1930-х гг., но в силу большой набожности местных крестьян храм всегда был действующим.
По преданию, занесённому в церковную летопись, первая церковь находилась между селом и деревней Першково и посвящена была великомученику Леонтию.
Однако в переписных книгах монастырских и церковных земель 1637–1647 гг. отмечено, что в селе Губцево имеется церковь уже во имя святой великомученицы Параскевы. В 1720 г. вместо обветшалой церкви была построена деревянная в честь той же святой.
В 1848 г. в Губцеве началось строительство каменного храма, трапеза которого была освящена уже в следующем году. Устройство храма затянулось до 1872 г. В храме существовало три престола: главный – во имя святой великомученицы Параскевы, в трапезах – во имя святого Николая Чудотворца и во имя Иоанна Предтечи. На том месте, где явилась икона, был вырыт колодец и устроена часовня.
Решение о закрытии церкви было принято 8 июля 1941 г., но по словам старейшей жительницы последний молебен состоялся 4 ноября 1941 г.
18 июля 2009 начались работы по восстановлению храма.
До 1764 г. село Вёшки принадлежало Московскому Чудову монастырю. По переписным книгам монастырских и церковных земель Владимирского уезда 1637–1647 гг. в Вёшках значится церковь Вознесения Господа Иисуса Христа. В 1832 г. началось строительство каменного храма, была отстроена трапеза и освящена в 1832 г., а главный храм – в 1850 г.
Престолов в храме было два: главный – в честь Вознесения Господня, в приделе же тёплом – в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. В Вёшках с 1888 г. существовала церковно-приходская школа.
В 1940 г. храм был закрыт. Многие иконы верующие разобрали по домам, алтарь и иконостас сохранялись до 60-х гг.
В 2000 г. по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия в церкви начались восстановительные работы и датой возрождения храма считается 19 сентября 2002 г.
Своё название Николопольский погост получил от реки Поли и церкви во имя святого Николая Чудотворца. Церковь на этом погосте существовала уже в начале XVII столетия.
В 1731 г. обветшала тёплая Свято-Варваринская церковь, которую прихожане также перестроили. В 1735 г. церковь была освящена.
Почти через сто лет, в 1818–1822 гг., вместо двух деревянных храмов на Николопольском погосте установлен был достаточно богатый каменный двухэтажный храм с четырьмя престолами. На верхнем этаже – во имя Николая Чудотворца и Владимирской Божией Матери; внизу – во имя святой великомученицы Варвары и Покрова Пресвятой Богородицы.
С 1876 г. при приходе существовала земская народная школа.
В истории храма записано, что судогодские купцы – братья Панфиловы, ставшие владельцами Иванищевского стекольного завода (7 км от Николополья), в 1871 г. сделали пристройку к храму с двумя престолами: Покрова Пресвятой Богородицы и Владимирской иконы Божией Матери.
Церковь стоит на реке Поль и, отражаясь в глади её неспешных вод, Троицкая церковь издали, как бы удваивается в объёме, усиливая ощущение торжественности сооружения, окруженного глубокими плотными лесами.
Эта церковь впервые упоминается в патриарших окладных книгах в 1676 г. как вновь построенная. Из-за ветхости деревянный сруб храма перестраивали дважды – в 1726 и в 1780 гг. После последней перестройки церковь простояла больше ста лет, разобрали её в 1886 г.
К тому времени в селе уже стояла каменная церковь, строительство которой началось здесь в 1825 г. Трапеза была отделана и освящена в 1827 г., а работы по отделке главного храма продолжались до 1852 г.
В 1862–1868 гг. была построена каменная колокольня.