Одна из достопримечательностей Суздаля – его резные оконные наличники. Почти каждый дом в городе украшен ими. В сувенирных магазинах даже можно найти магнитики или конструкторы с их изображением.
Однако наличники не так просты. Это не просто декоративный элемент – они закрывают щель между стеной и окном от сквозняков, влаги и шума, а ещё служат оберегом. Считалось, что нечисть проникает в дом именно через окна. Поэтому наличники устанавливали, чтобы защитить жилище от дурного глаза, лихих людей и нечистой силы, а заодно привлечь положительную энергию.
Наличники состоят из пяти элементов: фронтона, двух боковин – мастера резьбы по дереву называли их «полотенцами» – и двух горизонтальных досок, фризовой и подоконной. По форме наличники бывают простыми, неполными и усложненными. Первые полностью закрывают окно сплошной лентой, вторые, как правило, обрамляют только три стороны оконного проема (кроме нижней), а усложненные украшены дополнительными элементами.
Наиболее распространённые символы и знаки в декоре наличников – мотивы солнца, воды, неба, животных и растений. Расположение элементов тоже несёт определённый смысл: верхняя часть символизирует небо, нижняя часть – землю, а боковые – связь неба с землёй. Кроме того, верхняя часть композиции считалась дневной, а нижняя – ночной, так как солнце на ночь опускалось под землю. А если боковины наличника выходят далеко за нижний край подоконной доски, то символы на этой части относятся к подземному миру – навьему. Таким образом, в рамке домового окна помещается целая вселенная.
Предлагаем прогуляться по центральным улицам Суздаля, рассмотреть красивые деревянные наличники и узнать о значении резных символов. Пеший маршрут займёт не больше пары часов, если, конечно, у вас не будет желания останавливаться возле каждого дома. Пройти предстоит 2,5 км. Готовы? В добрый путь!
Начнём прогулку в самом центре города. Особняк богатого суздальского огородника Чапыжникова – настоящее произведение искусства. Резьбой здесь украшены не только наличники, но и многоярусные фронтоны, пилястры и даже деревянные ворота. Каждый элемент вручную вырезал мастер И. Курбатов. Умельцы Курбатовы славились своим талантом – они могли выполнить самые сложные ажурные работы по дереву в любом стиле, даже делали резные иконостасы для церквей.
В конце ХХ века дом огородника Чапыжникова отремонтировали, резные наличники и другие элементы восстанавливал по фотографиям реставратор Владимир Кехтер.
На примере наличников этого дома хорошо видны растительные мотивы: виноградные лозы, проросшие ростки, цветы. Виноградная лоза символизирует богатство, доброжелательность и верную любовь. Росток, раскрывающий первые листочки, означает пробуждение жизни. А цветок-розетка на наличнике говорит о принадлежности декора к барочной традиции.
На карнизе размещены знаки воды – дождя, который необходим растениям и урожаю. В центре боковин – знаки земли: поле в виде квадрата, разделённого на четыре части. Также слева и справа на карнизе угадываются одиночные фигурки Берегини – богини плодородия и материнства, её руки подняты вверх и обращены к небу с просьбой о дожде и солнечном свете. Так предки просили о зарождении и сохранении новой жизни, а растительным мотивом выражали своеобразную благодарность, молитву и поклонение Матери-Сырой-Земле.
Дом купцов Бибановых построен во второй половине XIX века, низ у него каменный, а верх – деревянный. Декоративная композиция фасадов выдержана в авторской стилизованной барочной манере. На здании сохранились оригинальные украшения того времени.
Для нас интерес представляет только верхний этаж – на нижнем оконные проёмы без наличников. Так же, как и у соседнего дома, деревянный карниз с пропильной резьбой, деревянные филенчатые пилястры с глухой резьбой, декоративный пояс под окнами и резные наличники в технике глухой и пропильной резьбы выполнил мастер И. Курбатов.
Подойдём к зданию поближе и рассмотрим сложный рисунок на оконных проёмах. В декоре преобладает геометрический орнамент и растительные символы: веточки с листьями и виноградом, цветы, ростки. На верхней части наличника представлен ряд с овальными символами, грудами – живительными каплями дождя, которые служат оберегом от засухи.
Сейчас это здание – памятник архитектуры регионального значения.
Одноэтажный дом с одними из самых красивых наличников города в начале прошлого века принадлежал чеканщику Жилину. Возвели здание в 1907 году.
Три окна этого дома украшены в одной манере – в стиле барокко. Такой богатый декор придаёт скромному фасаду праздность и мажорность. Деревянные наличники оформлены символами земли, природы и плодородия, также в верхней части угадываются знаки воды – волнообразные узоры. Венчает деревянный портал «диадема» со стилизованной фигуркой Берегини, её руки опущены – это обращение к Матери-Земле с просьбой об урожае. Под подоконной доской располагаются «серёжки».
Сегодня этот жилой дом является памятником истории и архитектуры города Суздаль.
Дом калачника Фирсова, он же дом Бальзаминова, расположен напротив Лазаревской и Антипьевской церквей. У этой деревянной избы часто бывают туристы – гиды и экскурсоводы специально приводят сюда гостей, чтобы показать локацию, где снимали советский фильм «Женитьба Бальзаминова» 1964 года. На самом доме установлена памятная табличка о съёмках.
Жилой дом торговцев Фирсовых с лавкой для продажи калачей построен в XIX веке, охраняется государством как памятник градостроительства и архитектуры. В наши дни изба выглядят практически так же, как и в середине XX века. Ажурная резьба на этих наличниках, скорее всего, украшала весь периметр окна и была симметричной, но декор сохранился не полностью. В основе орнамента — символы воды и земли. Волнообразные узоры в верхней и нижней частях наличника, витые колонны по его боковым частям – всё это знаки водной стихии. По представлениям предков, воды бывают небесные и подземные: с неба на землю падают «зародыши жизни» – символы плодовитости и богатства. А подземные воды питают растения, формируют родники и реки – такие знаки несут пожелания спокойной, безбедной жизни. А ещё эти знаки – оберег: через текущую воду нечисть не может переступить, скорее всего, раньше орнамент был сплошным. Мотивы земли – вспаханного поля – заложены в простые прямоугольники, поделённые на четыре части.
Кстати, сам дом – жилой, но зайти во двор можно – здесь даже устраивают экскурсии.
Дом торговца керосином, известный также как дом народной артистки РСФСР Веры Фирсовой, построен в 1855 году. Его первый этаж каменный, наличники украшают только второй, деревянный этаж.
Местные жители помнят, что долгое время у правой и левой части дома были разные наличники: слева – с красивым ажурным кокошником, а справа – такие же, как сейчас. После недавних ремонтных работ весь фасад дома украшен очень похожими наличниками, но внимательный зритель увидит, что «серёжки» у них разные.
Давайте подойдём поближе и рассмотрим деревянные порталы. Здесь мы видим знаки солнца на фоне вытянутого ромба: дневное светило размещено на фризовой доске, а ночное – на подоконной. Подобное размещение этих символов сверху и снизу окна обеспечивало круглосуточную защиту дома и его жильцов от зла.
Сегодня этот дом находится под охраной государства как памятник архитектуры регионального значения.
А теперь прогуляемся до одного из самых ярких домов города – красочного теремка на улице Гремячка. Здание с ажурными наличниками и пилястрами, яркими стилизованными резными фигурками кошек, мышки, кролика и рыбки спрятано от туристических глаз. Весь декор на коричневом доме двух цветов – красного или жёлтого. Такое сочетание делает здание практически сказочным. На наличниках вырезан растительный орнамент, а также фигурки Берегини с опущенными руками и солярные полукруги – солнце на восходе и закате.
А завершить прогулку предлагаем у одного из самых старинных деревянных домов города – одноэтажной усадьбы XVIII века, на которой сохранились оригинальные наличники того времени. Это здание принадлежало огороднику Ефремову.
Деревянный дом украшают резные наличники с солярными символами – знаками солнца. Причём в центре фризовой доски светило изображёно с расходящимися лучами, а на подоконной представлено ромбом. У славян солнечные знаки символизировали богатство, радость и хорошую судьбу. Считалось, что предметы, украшенные такими мотивами, имели особенную магическую силу – охраняли владельца от болезней, несчастья, злого глаза, даже могли защитить не только отдельных людей, но и весь род от злых сил.
Обратите внимание, что у этого дома есть ещё ставни – простая конструкция без декоративных элементов и узоров. Они имели только практический смысл: сохраняли тепло и обеспечивали безопасность.