маршрут

По Владимирской старине с Николаем Рерихом

Посетите места, которые знаменитый художник и его жена запечатлели в своих работах.
  1. Дмитриевский собор
  2. Церковь Покрова на Нерли
  3. Церковь Бориса и Глеба с. Кидекша
  4. Церковь святых Космы и Дамиана
  5. Спасо-Евфимиев монастырь
  6. Ризоположенский монастырь
  7. Александровский мужской монастырь
  8. Георгиевский собор
Автомобильный
Тип маршрута

Николай Рерих – знаменитый художник, философ, писатель, путешественник и общественный деятель. Он с детства интересовался живописью, археологией и историей, закончил Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств, занимался раскопками, много путешествовал по стране.

В 1903–1904 годах Рерих вместе с женой отправился в экспедицию «По старине». Они посетили более сорока городов, среди которых были Владимир и Суздаль, изучали белокаменные храмы, древнюю архитектуру, местные традиции и народные костюмы. Результатом путешествия стали коллекция фотографий, около 90 архитектурных этюдов и серия статей. Рерих одним из первых в стране поднял вопрос о художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры:

«В великом русском достоянии, уже навеки сохранённом, немалое место займут и белые соборы древней Руси. Всё, что созидалось вдохновенным трудом наших строителей, всё, что утверждалось благословением святых старцев – всё это было великим народно-историческим подвигом».

Итогом его многолетних исследований стал первое в истории международное соглашение о защите культурных ценностей – пакт Рериха, который 15 апреля 1935 года подписали представители 21 страны.

Редакция «Золотых ворот культуры» предлагает посетить места, в которых бывал Николай Рерих в экспедиции «По старине». Путешествие займёт почти весь день, так что захватите с собой перекус или сделайте остановку в одном из суздальских заведений.

Стартуем у Дмитриевского собора во Владимире.

1
Дмитриевский собор
Белокаменный собор XII века.
Перейти к месту
Владимирская обл., г. Владимир, ул Б. Московская, д 60
Владимиро-Суздальский музей-заповедник / Солодилов А.

Дмитриевский собор возвели в XII веке как дворцовый храм князя Всеволода Большое Гнездо. Работами руководили русские зодчие вместе с греческими, немецкими и итальянскими архитекторами. Здание выполнили из белого камня и украсили резьбой в стиле западных средневековых базилик. Центральной фигурой на всех фасадах стал псалмопевец царь Давид с гуслями в руках. Внутри собор расписали фресками с библейскими сюжетами, развесили деревянные образа, среди которых была византийская икона с изображением святого Дмитрия Солунского – княжеского покровителя.

Изначально здание соединялось с княжеским дворцом галереями с лестничными башнями. В 1837–1839 годах их разрушили в время реставрации, потому что ошибочно приняли за поздние постройки.

Рерих увидел Дмитриевский собор практически таким же, как видим его мы с вами. Художник изобразил его на эскизах 1914 года к опере Александра Бородина «Князь Игорь». В центре декорации «Путивль» он расположил белокаменный храм с кружевом узора.

источник фото
эскиз Н. Рериха «Путивль» к опере А. П. Бородина «Князь Игорь», 1914 г.

Дальше наш путь лежит в Боголюбово – по Большой Московской надо выехать на Добросельскую улицу и доехать до железнодорожной станции. От нее до следующей точки – храма Покрова на Нерли – придётся пройти пешком.

2
Церковь Покрова на Нерли
Белокаменный храм XII века.
Перейти к месту
Владимирская обл., Суздальский р-н, п. Боголюбово

Белокаменную церковь возвели в 1165 году по указу князя Андрея Боголюбского в месте впадения Нерли в Клязьму. Чтобы здание не затапливало в половодье, мастера насыпали искусственный холм и заложили мощный фундамент в 5,3 метра. На нём построили одноглавую церковь с тремя апсидами и четырьмя внутренними колоннами. Благодаря особым пропорциям фасадов и сужающимся кверху столпам создается ощущение, что стены немного наклонены внутрь и сооружение выше, чем есть на самом деле. Стены храма украсили белокаменной резьбой – на фасадах изображены композиции с царём Давидом-псалмопевцом в окружении грифонов, голубей, львов, а также девичьи лики.

Побывав в этом живописном месте, Николай Рерих написал картину «Боголюбово. Церковь Покрова на Нерли». Работа экспонировалась на выставке Императорского общества поощрения художеств в Санкт-Петербурге в 1903 году, а в следующем году была отправлена на Всемирную выставку в американском Сент-Луисе вместе с другими произведениями русского искусства. Из США в Россию экспонаты так и не вернулись из-за судебных тяжб между странами. В 1912 году коллекцию распродали на публичном аукционе в Сан-Франциско – картину Рериха купил калифорнийский бизнесмен Фрэнк Хэвенс. Позднее её владельцем стал русско-американский художник Глеб Ильин.

источник фото
картина Н. Рериха «Боголюбово. Церковь Покрова на Нерли», 1903 г.

Храм Покрова на Нерли Рерих изобразил также на картине «Святой Сергий Радонежский» в 1932 году. Святой стоит в полный рост и держит церковь в руках – сюжет символизирует построение в стране будущей Державы Света. Внизу картины есть надпись: «Дано Святому Преподобному Сергию трижды спасти Землю Русскую. Первое при князе Дмитрии. Второе при Минине. Третье теперь».

картина Н. Рериха «Святой Сергий Радонежский», 1932 г.
источник фото
картина Н. Рериха «Святой Сергий Радонежский», 1932 г.

Далее нам нужно выехать на автотрассу «Золотое кольцо» и у Суздальского автовокзала свернуть на первом съезде в село Кидекша.

3
Церковь Бориса и Глеба с. Кидекша
Перейти к месту
Владимирская обл., Суздальский р-н, с. Кидекша, ул. Старая, д. 2А
Владимиро-Суздальский музей-заповедник / Сухов П.

Борисоглебская церковь в Кидекше – самая ранняя белокаменная постройка Северо-Восточной Руси. Её заложили в 1152 году в память о младших сыновьях князя Юрия Долгорукого Борисе и Глебе.

Крестово-купольный храм выполнен в строгом стиле почти без украшений. Внутри стены были расписаны фресками. До наших дней дошли изображения двух фигур святых жен, стоящих среди кущ райского сада над гробницей Марии. Также на южной стене, слева от окна, можно увидеть часть композиции «Поклонение волхвов» – написанные фигуры двух всадников.

В центре храма располагается омфалий – большой круглый камень, на который становился священнослужитель для проведения особых ритуалов. Сохранились также престол из белого камня в алтарной части и и загадочные символы – кресты и стрелки на многих камнях.

В Кидекше Рерих написал картину «Суздаль. Церковь в селе Кидекше». Теперь она находится в Государственном музее Востока в Москве.

источник фото
современный вид на Церковь Бориса и Глеба

Из Кидекши едем обратно к трассе и на кольце у памятного креста поворачиваем в сторону Суздаля. С Васильевской улицы сворачиваем на Калинина, затем – на Октябрьскую, на Виноградова и на переулок Шевченка, откуда выезжаем на Ярунову гору. Здесь располагается церковь святых Космы и Дамиана.

4
Церковь святых Космы и Дамиана
Храм первой половины XVII века.
Владимирская обл., Суздальский р-н, г. Суздаль, ул. Ярунова Гора

Раньше на этом месте было языческое капище, посвящённое богу плодородия Яруну. В конце XII века Иоанн I, епископ Ростовский и Суздальский основал здесь мужской монастырь Космы и Дамиана, но позднее его закрыли.

В 1725 году на месте обветшавшей деревянной церкви возвели каменную – одноглавый куб с примыкающей к нему колокольней. Храм почти лишён декоративного убранства, а колокольню украшают килевидные окна-арки и вогнутый шатер с маленькой луковичной главкой.

До революции архитектурный ансамбль окружала небольшая каменная стена с лестницей, ведущей к реке. До наших дней она не сохранилась, но именно в таком виде Николай Рерих запечатлел храм на картине «Суздаль. Белая церковь (Козьмодемьянская церковь)». В 1906 году эта работа была послана на международную выставку в Америку. Однако импресарио русского отдела выставки не уплатил таможенную пошлину, и более 800 картин были конфискованы. После судебных тяжб их выставили на торги. Часть картин нашли, но следы «Козьмодемьянской церкви» затерялись. В номере журнала Art and Archaeology за февраль 2022 года печатали репродукцию этой работы, поэтому известен её сюжет.

источник фото
фото картины Н. Рериха «Суздаль. Белая церковь (Козьмодемьянская церковь)», 1903 г.

С Яруновой горы выезжаем на улицу Виноградова, а затем на Ленина. Останавливаемся у Спасо-Евфимиева Монастыря.

5
Спасо-Евфимиев монастырь
Мужская обитель, основанная в середине XIV века.
Владимирская обл., Суздальский р-н, г. Суздаль, ул. Ленина, д. 135

Обитель в центре Суздаля основал суздальско-нижегородский князь Борис Константинович в середине XIV века. Тогда это был Спасо-Преображенский мужской монастырь. Первым игуменом здесь служил преподобный Евфимий Суздальский – в его честь позднее переименовали обитель.

Изначально монастырские постройки были деревянными, со временем их перестроили из камня. Так в начале XVI века на территории обители появились Спасо-Преображенский собор и церковь Рождества Иоанна Предтечи, которая позже стала звонницей, а концу столетия – Успенская трапезная церковь. В церкви и пристроенной к ней трапезной палате сохранились фрагменты настенных росписей XVI века.

В середине XVII века построили Архимандритский корпус – двухэтажное Г-образное здание, а в 1670–1680 годах возвели новые монастырские стены с 12 башнями. Вид на них с набережной Каменки Николай Рерих запечатлел на своей картине «Суздаль. Стены Спасо-Евфимиева монастыря» в 1903 году.

источник фото
картина Н. Рериха «Суздаль. Стены Спасо-Евфимиева монастыря», 1903 г.

Едем вверх по улице Ленина и поворачиваем на улицу Крупской. На перекрестке этих улиц располагается ещё одно место, которое посетили и запечатлели Рерихи.

6
Ризоположенский монастырь
Женская обитель, основанная в начале XIII века.
Владимирская обл., Суздальский р-н, г. Суздаль, ул. Ленина, д. 79

Ризоположенский женский монастырь – один из немногих, существовавших на Руси ещё до монгольского нашествия. Обитель основана в 1207 году суздальским епископом Иоанном. В то время она располагалась на посаде вне городских стен Суздаля.

Первые монастырские постройки были деревянными, они не сохранились. Самое старинное сооружение на территории – Ризоположенский собор начала XVI века. Это бесстолпный храм с тремя апсидами в алтарной части. В 1688 году возвели двухшатровые Святые ворота с двумя разновеликими арками, украшенные каменной резьбой и ширинками с изразцами. Шатры увенчаны маленькими главками, на гранях шатров располагается два яруса ложных слуховых окон.

Во время экспедиции «По стране» жена Николая Рериха Елена сделала фото Святых врат.

источник фото
фотография Святых врат Ризоположенского монастыря, Е. Рерих, 1903 г.

Следующая точка нашего маршрута совсем рядом, можно проехать на машине или дойти пешком по улице Гастева.

7
Александровский мужской монастырь
Обитель, основанная Александром Невским.
Владимирская обл., Суздальский р-н, г. Суздаль, ул. Гастева, д. 15

Считается, что монастырь основал Александр Невский в 1240 году. В начале XVII века обитель сожгли поляки во время русско-польской войны, из-за чего ранних построек не сохранилось.

В 1695 году на средства царицы Натальи Кирилловны возвели церковь Вознесения Господня. Она представляет собой двухярусный четверик с большой апсидой с восточной стороны и теплым приделом с северной. Окна располагаются в два яруса: первый украшен резными наличниками с простыми колонками, а второй – с фигурными. Венчают храм пять главок на высоких барабанах с фигурными колоннами. Тогда же рядом с храмом построили шатровую колокольню. От многих других суздальских колоколен она отличается скромностью убранства – её украшают лишь резное обрамление арочных проёмов и наличники над окнами.

В первой половине XVIII века вокруг построили невысокую ограду с декоративными башенками, стилизованными под оборонительные, и двухъярусными Святыми воротами.

Побывав здесь, Николай Рерих изобразил Святые ворота, колокольню и угловую башенку ограды Александровского монастыря на картине «Суздаль. Монастырь Александра Невского». Это произведение находится в частной коллекции.

источник фото
картина Н. Рериха «Суздаль. Монастырь Александра Невского», 1904 г.

А теперь, если хотите, можете отправиться в Юрьев-Польский – там находится еще один памятник архитектуры, впечатливший Рериха.

8
Георгиевский собор
Белокаменная церковь XIII века.
Владимирская обл., Юрьев-Польский р-н, г. Юрьев-Польский, Музейный пер.

В 1152 году по приказу Юрия Долгорукого в крепости Юрьева возвели одноглавую белокаменную церковь и освятили её в честь святого Георгия. Со временем здание обветшало, и в 1230 году князь Святослав III разрушил храм и приказал построить новый. К 1234 году на этом месте появилась богато украшенная каменной резьбой церковь. В летописи о ней говорилось: «чудну зело, вельми украси ю резным каменем от подошвы и до верху святых лики и праздники».

Фасады украшал аркатурно-колончатый фриз и разнообразные рельефы – «Преображение», «Деисус», «Семь отроков в пещи огненной», изображения святых в рост и полуфигуры, святые воины-всадники, святые в круглых медальонах, птицы, животные, растительные мотивы, маски львов и людей.

До нашего времени сохранился так называемый Святославов крест – многочастная икона с изображением Распятия Иисуса Христа с предстоящими, вырезанная из камня . В середине XIII века к храму пристроили троицкий предел, который стал усыпальницей князя Святослава Всеволодовича.

В 1445 году собор частично обрушился, его восстановлением занялся купец и зодчий Василий Ермолин. Из-за нехватки материала он использовал оставшиеся от старого здания камни с резьбой, но восстановить картины владимиро-суздальских мастеров было невозможно. Поэтому на южном фасаде храма картины сохранились в первоначальном виде, а на северном каменные блоки сложены в произвольном порядке.

В XVIII–XIX веках собор обрастал новыми пристройками в стиле классицизма, появилась колокольня, увеличился Троицкий придел и ризница с южной стороны здания.

Николая Рериха Горгиевский собор очень впечатлил, он написал его на нескольких полотнах, а Елена Рерих запечатлела его на фотографии. Но в то же время художник был возмущен и расстроен засильем новодела на древнем памятнике. В статье «По старине» он пишет:

«Знаменитый собор Юрьева-Польского, куда более интересный, нежели Дмитровский храм во Владимире, почти весь облеплен позднейшими скверными пристройками, безжалостно впившимися в сказочные рельефные украшения соборных стен. Когда-то эта красота очистится от грубых придатков и кто выведет опять в жизнь этот удивительный памятник?».
источник фото
картина Н. Рериха «Юрьев-Польский. Георгиевский собор», 1904 г.

Позднее Николай Рерих написал целую статью, посвящённую собору, – «Два лика». Это обращение художника к молодёжи, в котором он призывает новое поколение присматриваться внимательнее и учиться видеть красоту старины даже там, где её тщательно скрывают новые современные пристройки или наоборот, грязь и разруха. Он говорит:

«Два лика. Один обшарпанный, искаженный нашей безобразной действительностью. Лик избитый, неузнаваемый часто. Но за пострадавшим ликом скрыт лик другой. Неумелому взгляду недоступный...
...В поездках по Руси особенно поражает враждебная противоположность двух ликов. Хотя враждебна лишь чудовищная сторона. Истинный лик и величав, и спокоен».

В XX веке все поздние сооружения Георгиевского собора разобрали, чтобы открыть формы владимиро-суздальской архитектуры.

источник фото
Георгиевский собор в Юрьев-польском, современный вид
Отзывы
Отзывов пока нет, ваш может быть первым.

вконтакте

@vladimirculture

Вступить в группу

Telegram

@vladimirculture

Вступить в группу
Мы используем файлы cookie, чтобы предоставить вам больше возможностей при использовании сайта.
Продолжая просмотр страниц сайта, вы даете свое согласие на использование cookie.Подробнее.